Уроки по технологиям производства печатной продукции
НЕСКОЛЬКО УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕЧАТИ
к списку уроков
По ходу выполнения упражнений по компьютерной графике постоянно возникают забавные кунштюки, кои я и предлагаю вашему вниманию:
УРОК ШЕСТОЙ
ВИЗИТКОЛОГИЯ
Визиткология — это невероятно трудная наука о визитках.
Курс теоретической визиткологии включает в себя дизайн и историю визиток, а курс прикладной визиткологии — способы их изготовления и практическое применение.
Вопросы теоретической визиткологии рассматриваются на курсах экзистенциальной философии а также теории искусств и дизайна, а прикладной визиткологии — в рамках курса компьютерной верстки.
Начнем с предмета изучения — с визитки.
Визитка в большинстве случаев представляет собой прямоугольный кусок бумаги с удельным весом в районе 200 г/м2 размером 50 х 90 мм, на который нанесено какое-то изображение способом офсетной печати.
О запечатываемом материале.
Бумага, на которых печатают визитки, в большинстве случаев покупается под конкретный заказ и не покупается впрок. Эта бумага может быть прокрашенной или иметь какой-либо рельеф. В отличие от бумаги для рекламных листков, журналов и книг эта бумага в большинстве случаев имеет размер А4. Это обстоятельство следует иметь в виду при изготовлении постскрипт-файлов.
Оборудование, на котором печатают визитки.
В большинстве случаев это Ромайоры. Печать на этих машинах характеризуется трудностями приводки, что следует иметь в виду во время дизайна визиток.
Стоимость изготовления визиток.
Визитки можно расположить в порядке увеличения стоимости их изготовления:
1. Односторонние визитки.
1.1. Визитки в одну краску CMYK.
1.2. Визитки в две краски CMYK.
1.3. Визитки в одну спецкраску.
1.4. Визитки в три краски CMYK.
1.5. Визитки в две спецкраски.
1.6. Визитки CMYK.
1.7. Визитки в три спецкраски.
2. Двухсторонние визитки.
Визитки также делятся по наличию или отстутствию полей. Примеры:
Визитка с полями:
Рис. 1
Визитки без полей:
Рис. 2
ЧТО НАДО УЧИТЫВАТЬ В ДИЗАЙНЕ ВИЗИТОК
1. Визитки делятся на постоянную часть и переменную часть. Причем постоянная часть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО должна находиться в одном и том же месте. Переменная часть тоже должна находиться в одном и том же месте и к тому же еще быть единообразно оформлена.
Как это сделать:
Лучше всего начать новый файл Корела с размерами страниц под обрезной формат визиток. Постоянную часть расположить на мастер-слое.
2. Все элементы дизайна должны:
или выходить на 2 мм за край визитки или недоходить 2 мм до края визитки. Без вариантов.
Как это сделать:
Завести два новых мастер-слоя. Самый нижний будет содержать фон размером 94 х 54 мм. Мастер-слой под обыкновенным слоем будет содержать рамку 86 х 46 мм. Этот слой объявить нередактируемым. Рамка будет вам всё время напоминать, что объекты не должны за нее выходить.
3. Треппинг.
Как это сделать:
Проще всего объектам, нуждающиеся в треппинге, назначить обводку того же цвета, что и заливка, толщиной 0,2 — 0,4 мм с характеристикой «печатать поверх нижерасположенного объекта» (overprint outline, оверпринт аутлайн). В этом случае вырез в нижнем объекте под верхний объект сожмётся на половину толщины обводки, т. е. на 0,1 — 0,2 мм. Если объекты мелкие, характеристику «печатать поверх нижерасположенного объекта» задавайте заливке (overprint fill, оверпринт филл). Существуют пары цветов, неблагоприятные в смысле треппинга. Например, красный-зелёный. Област треппинга (перекрытия) окажется после печати тёмно-коричневой. Избегайте таких пар цветов.
Визитки обычно печатают на односекционной машине на листочках А4.
В визитках обычно экономят на красках, чтобы визитка получилась дешевле и сократить количество прогонов.
В дизайне визиток обычно применяют 2-3 заказных краски («Пантоны», купленные в магазине или смешанные в цеху).
Визитка делится на постоянную и переменную части. В постоянную часть входят: фон, логотип, реквизиты фирмы. В переменную часть входят сотрудники.
Постоянная часть
Элементы дизайна или не доходят 2 мм до края визитки или выходят на 2 мм за край визитки.
Переменная часть
Элементы переменной части должны быть одинаково оформлены и располагаться от визитки к визитке на одном и том же месте.
Для этого в Кореле постоянная часть располагается на мастер-слое, а переменная — на обыкновенном.
В дизайне не должно быть «херлайнов» — линий неизвестной толщины. Нельзя делать выворотку на трех формах. Разрешение растровой картинки примерно 200 dpi (dots per inch, растровых квадратных точек на дюйм (2,54 см)). Заверстывается тиф CMYK или grayscale или ч/б несжатый без слоев.
Существует несколько раскладок визиток на А4 в зависимости от расположения выносных элементов. На раскладке визиток должны быть: метки обреза, приводные кресты, подписи к краскам, номер заказа.
БУКЛЕТЫ-РАСКЛАДУШКИ
Буклеты печатаются СМИКом.
C — cyan — голубая краска
M — magenta — малиновая краска
Y — yellow — желтая краска
K — black — черная краска
Перед дизайном надо сделать бумажный макет буклета. В нем секции нумеруются в порядке чтения человеком. Первая секция находится на первой странице, вторая — на второй.
В Кореле надо создать двухстраничный файл и на нижнем служебном слое нарисовать прямоугольники секций. А дизайн создать на верхнем слое.
Внутренняя секция на 2 мм уже остальных.
Раскладка буклетов
Буклеты раскладывают на листе бумаги, на котором конкретная модель печатной машины может печатать (проконсультируйтесь у менеджера типографии).
На раскладке буклетов должны быть: метки обреза, приводные кресты, подписи к краскам, номер заказа, шкалки, метки сгиба.
К меткам относятся:
1. Приводные кресты.
2. Метки обреза (кропы).
3. Метки сгиба.
4. Шкалки.
5. Название заказа.
6. Названия красок.
1. Приводной крест представляет собой тонкий крест (толщина 0,15 мм), размером примерно 10 х 10 мм, покрашенный сразу ВСЕМИ красками (ЦМИКом и пантонами). В Иллюстраторе может быть покарашен ЦМИКом и пантонами. В Кореле — нет, приходится сооружать концентрические кресты.
Приводные кресты служат для приводки красок по фазе, по ширине и по косине в печатной машине. Располагаются по одному примерно в середине каждой стороны оттиска.
4. Шкалки располагаются по длинной стороне оттиска и представляют собой сцепеленные между собой квадраты 5 х 5 мм, покрашенные ЦМИКЦМИКЦМИКЦМИК... по 100%. В офсетной печати по ним печатник регулирует баланс краски и воды.
5. Название заказа должно быть покарашено всеми красками, как приводной крест.
6. Название краски должно быть покрашено соотв. краской, например «С» должно быть покрашено цианом.
4 ВАРИАНТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ВИЗИТОК В ВЁРСТКЕ
Ниже приводятся схемы расположения визиток с метками реза (кропами). В последнем варианте имеются также приводные кресты и цветовая шкала. Красными прямоугольниками показаны обрезные форматы визиток, которые небудут напечатаны.
1 вариант
Подходит для визиток с полями.
Рис. 3
Также подходит для визиток с однородным фоном.
Рис. 4
2 вариант.
Подходит для визиток с элементами, выступающими за один край.
Рис. 5
3 вариант.
Подходит для визиток с элементами, выступающими за два непротивоположных края.
Рис. 6
4 вариант.
Подходит для визиток с неоднородным фоном.