Рисуем на мониторе (Корел Дро, Фотошоп и Макромедия Флэш)

  НЕСКОЛЬКО УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕЧАТИ


    часть первая

УРОК ТРЕТИЙ
НЕОБХОДИМОСТЬ РАСТРИРОВАНИЯ


Офсетная печатная форма имеет одну особенность: печатные элементы смачиваются краской, а пробельные — нет. Причем толщина слоя краски на печатных элементах крайне мала и не регулируется. Другими словами пробельные элементы печатают белый цвет, а печатные — черный, без вариантов. Как же нам передать градации серого?
Единственный способ — растрирование, т. е. разбиение черного печатного элемента на крошечные абсолютно черные точечки и печать этих крошечных абсолютно черных точечек. На некотором расстоянии от глаза эти точечки будут сливаться (уйдут за порог разрешения глаза), и читатель будет воспринимать их как равномерный серый цвет.
Разбиение серых полутонов на абсолютно черные точечки называется растрированием (от нем. Raster — решетка).
Проблема передачи серых полутонов через растрирование была решена в конце XIX в., и с тех пор принцип не изменился.
Но, если раньше, до 90-х годов XX в., полутоновые снимки оригиналов растрировали растровыми стеклами или пленочными растрами, то сегодня растрируют исключительно на фотонаборных автоматах.

Растрирование в докомпьютерную эру

В те древние времена (до 90-х годов ХХ в.) растрирование начиналось с изготовление растровых стекол (проекционных растров).
Брали стекло и на специальном станке наносили параллельные царапины, в которые потом втирали сажу. А с поверхности сажу убирали (рис. 8). Такую же операцию проводили со вторым стеклом (рис. 9). Потом эти стекла соединяли друг с другом царапинами к царапинам поперёк и получалось растровое стекло (рис. 10). На рис. 11 вы видите доцента МГУПа Ольгу Алексеевну Карташеву с растровым стеклом. A на рис. 12 приведена микрофотография растрового стекла.



Рис. 8, 9, 10




Рис. 11




Рис. 12


Далее негативный снимок оригинала фотографировали через этот проекционный растр на высококонтрастную пленку и получали растр (рис. 13, 14, 15). На рис. 13 в увеличенном виде показан момент освещения фотопленки через проекционный растр. На рис. 14 представлено изображение, которое получилось бы на обыкновенной пленке, а на рис. 15 — изображение, которое получилось на высококонтрастной пленке.



Рис. 13




Рис. 14




Рис. 15


Прибор, в котором осуществлялось фотографирование через проекционный растр, назывался репродукционным фотоаппаратом. На рис. 16 вы можете увидеть этот фотоаппарат со стороны оригинала, а на рис. 17 со стороны фотоформы. На рис. 17а еще нет ни проекционного растра, ни фотопленки, на рис. 17б закреплено растровое стекло, а на рис. 17в и кассета с фотопленкой.



Рис. 16




Рис. 17


От этих растровых стекол и остался как пережиток термин «линиатура растра» — количество царапин на 1 см или дюйм, если считать поперек этих царапин.

Растрирование через проекционный растр следует признать довольно сложным процессом. Гораздо проще растрирование через контактный пленочный растр. Технология здесь была такая: сначала с помощью проекционного растра изготавливали контактный пленочный растр, потом пленочный растр прижимали к будущей фотоформе и экспонировали её через него. На рис. 18 вы видите микрофотографию контактного пленочного растра.



Рис. 18


Как работает фотонаборный автомат

Если фотонаборный автомат (далее ФНА) получает для растрирования векторный объект, предположим 50% серого цвета, и указание в составе постскрипт-файла или от оператора ФНА, что всё изображение надлежит растрировать с линиатурой 20/см, то первым делом он всю прямоугольную площадку, отведенную под дизайн, делит на большие квадраты размером 0,5 х 0,5 мм. Таким образом в одном см помещается 20 больших квадратов (рис. 19). Далее ФHА намечает границы векторного объекта (рис. 20) и внутри означенных границ переходит к собственно растрированию. Каждый большой квадрат 0,5 х 0,5 мм ФНА делит на 256 частей (16 х 16 малых квадратов, рис. 21) и каждый большой квадрат засвечивает от центра так, чтобы почернело 50% площади большого квадрата (рис. 22, 23).



Рис. 19




Рис. 20




Рис. 21




Рис. 22




Рис. 23


Не обязательно ФНА делит площадку дизайна на большие квадраты строго вдоль и поперек. Чаще всего под углом 45° (рис. 24). Угол поворота растра от горизонтальной линии по часовой стрелке и линиатуру задают в характеристиках постскрипт-файла и в заявке на фотовывод.



Рис. 24


    часть третья
Используются технологии uCoz