Рисуем на мониторе (Корел Дро, Фотошоп и Макромедия Флэш)

  НЕСКОЛЬКО УРОКОВ ПО ФОТОШОПУ


    к списку уроков

УРОК ПЕРВЫЙ
МАСКА


В Фотошопе 2 самых главных инструмента (владея которыми, вы сможете выполнить наибольшее количество задач): кривая тоновой коррекции и маска. На этом уроке будем создавать и применять маски.
Что такое маска? Маска — это слой, полупроницаемый для внешних воздействий, которым прикрывают изображение. Маска — слой совсем эфемерный, сохраняется только в оперативной памяти, пока работаете с ней. Чтобы сохнанить маску, её надо с канала «Быстрая маска» продублировать в альфа-канал (см. в самом низу). Давайте создадим первую маску. Сначала никакой маски нет. Самый простой способ создать её — воспользоваться инструментом «Прямоугольное выделение». Вообще создание маски инструментами «Выделение» — самый простой способ, самый наглядный, но, одновременно, самый неудобный, если Вы пользуетесь Фотошопом не от случая к случаю, а массово.
На рис. 1 показано, что вы выделили прямоугольную область:



Рис. 1


А где же маска? Она есть, но вы её пока не видите. Чтобы увидеть маску, нажмите на неприметную кнопочку, показанную на рис. 2:



Рис. 2


Вот и маска (рис. 3).



Рис. 3


Вы видите, что маска во-первых полупрозрачна, во-вторых красная. На самом деле она чёрная и непрозрачная, но за чёрным цветом мы ничего бы не увидели, поэтому фотошоп красит её в чёрный цвет и делает полупрозрачной. На самом деле маска выглядит так, как показано на рис. 4:



Рис. 4


Вы можете изменить цвет, которым Фотошоп представляет Вам маску, и её КАЖУЩЮЮСЯ прозрачность. Щелкните 2 раза по кнопке «Показать маску» — откроется соответствующее диалоговое окно (рис. 5).



Рис. 5


Цвет маски в представлении Фотошопа может быть, например, таким (рис. 6)

Маска — это слой. Как и любой слой её можно двигать.
Выше я уже сказал, то маска прикрывает изображение. В отличие от газеты маска может прикрывать изображение частично, как марля. Черные участки маски прикрывают изображение полностью, серые — частично, белые — открывают полностью. Отсюда мы можем создать маску и вырезать в ней прямоугольное отверстие другим способом.

1. Щелкните по кнопке «Показать маску».
2. Залейте изображение черной краской.
3. Выделите прямоугольную область и залейте её белой краской. Это упражнение лишено практического смысла, зато помогает понять, как работает маска.

Давайте на следующем примере покрасим самолёт белой краской через чисто белое отверстие в маске и через тёмно-серое (рис. 6).



Рис. 6


Оборатите внимание, что при обычном просмотре Фотошоп не показывает отверстия в маске с прозрачностью менее 50% (рис. 7).



Рис. 7


Результат предсказанный (рис. 8).



Рис. 8


Выше я уже писал, что создание маски инструментом «Выделение» — способ самый быстрый, наглядный, но одновременно самый непрактичный. Профессионалы рисуют маску, нажав предварительно на кнопочку «Показать маску».
Сейчас, нарисовав маску, мы добьемся двух эффектов: уменьшение глубины резкости объектива и перехода из лета в осень.

УМЕНЬШЕНИЕ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ ОБЪЕКТИВА

Вот исходное изображение (рис. 9):



Рис. 9


Далее нажимаем кнопочку «Показать маску» и заливаем всю картинку чёрно-белым градиентом (белое вверху, чёрное внизу. Выходим из редактирования маски и применяем фильтр Размывка по Гауссу (рис. 10):



Рис. 10


ПЕРЕХОД ИЗ ЛЕТА В ОСЕНЬ

В принципе задача сводится к перекрашиванию листьев. Значит, всё остальное надо прикрыть маской. Для создания маски воспользуемся инструментом Color Range. Этот инструмент работает некорректно начиная с диапазона 100 градаций в системе 256. Имеем градиент в модели RGB от белого до чёрного (рис. 11)



Рис. 11


Тыкаем пипеткой ровно посередине градиента и задаём диапазон 100. Инструмент сработал правильно (рис. 12, на котором одновременно показана и возникшая маска, и муравьи, отделяющие 50-процентную проницаемость маски):



Рис. 12


Расстояние между муравьями равно 100 единицам в системе 256, и прямоугольник из муравьёв расположен в центре градиента. Увеличиваем дапазон до 200 и видим ошибку:



Рис. 13


Расстояние между муравьями больше, чем 200 ступеней, и прямоугольник из них сдвинут влево. Придётся пользоваться тем инструментом, который есть. Исходное изображение:



Рис. 13


Переводим в ЦМИК. Пипеткой инструмента Color Range тыкаем в типичную зелень и задаём диапазон около 140 (рис. 14).



Рис. 13


Вспоминаем, что зелёный цвет есть наложение друг на друга голубой и жёлтой краски, и удаляем в канале голубой краски голубую краску из-под маски. Дело готово:



Рис. 13


Маска образуется в оперативной памяти и по умолчанию не сохраняется в файле. Чтобы сохранить маску, нажмите кнопку «Показать маску» и в палитре «Каналы» продублируйте канал «Быстрая маска» в альфа-канал. После этого можно снять выделение. Альфа-каналов может быть несколько, на «разные случаи жизни». На основе альфа-канала можно наоборот, создать маску. Альфа-каналы сохраняются в файлах PSD и TIF. Кварк на основе альфа-канала может создать векторный контур обтравки.
Используются технологии uCoz