Доброго времени суток, дорогой читатель моего сайта!
Здесь мы будем изучать Майю — программу создания трёхмерных моделей и их анимации.
Для начала я бы посоветовал посмотреть маленькие вводные учебные серии, которые поставляются вместе с самой программой. Если у вас их нет, можете посмотреть у меня:
Первая серия. Наезд, откат камеры, облёт объекта, перемещение «листа бумаги» за экраном. 2,2 МБ.
Вторая серия. Перемещение, вращение и масштабирование объектов. 3,3 МБ.
Третья серия. Создание примитивов НУРБС и гранёных (полигональных). 2,9 МБ.
Четвертая серия. Выделение компонентов объекта. 3,9 МБ.
Пятая серия. «Секретное меню» Майи. 3,0 МБ.
Шестая серия. Расстановка ключей анимации. 2,9 МБ.
Седьмая серия. Разные виды отображения объектов в рабочем окне и рендеринг. 2,7 МБ.
Если вы «привязаны» к модему, можете скачать серии меньшего размера:
Первая серия. Наезд, откат камеры, облёт объекта, перемещение «листа бумаги» за экраном. 0,8 МБ. Вторая серия. Перемещение, вращение и масштабирование объектов. 1,2 МБ. Третья серия. Создание примитивов НУРБС и гранёных (полигональных). 1,2 МБ. Четвертая серия. Выделение компонентов объекта. 1,3 МБ. Пятая серия. «Секретное меню» Майи. 1 МБ. Шестая серия. Расстановка ключей анимации. 1 МБ. Седьмая серия. Разные виды отображения объектов в рабочем окне и рендеринг. 1,2 МБ.
В уменьшенных сериях вы не увидите текст. Привожу его:
To see objects close up, press F.
To tumble or spin the view, hold the Option or Alt key, and drag with the left mouse button.
To truck or pan the view, hold the Option or Alt key, and drag with the middle mouse button.
To dolly or zoom the view hold the Option or Alt key, and drag with the right mouse button.
The next movie shows you how to move, rotate, and scale.
It is sometimes easier to work if you can see your objects from many points of view.
The default is a single perspectiv view.
To see 4 views tap the spacebar.
The top, front, and side views are orthographic views.
The tools that change the position, size, and rotation of objects are here.
The manipulators are: "Move", "Rotate", and "Scale".
The three colors on each manipulator correspond to the three axes: the X axis, the Y axis, and the Z axis.
To constrain in one direction, drag a handle.
To move an object freely or scale uniformly, drag the central handle.
You can act on a single object, on many objects, or on parts of objects, which are called components.
The next movie shows you how to create and view objects.
You can make NURBS and polygonal objects.
Polygons are made of faces put together.
Each face is flat.
NURBS are made of curves, and are smooth.
Select either "NURBS Primitives" or Polygon Primitives" from the "Create" menu and select a shape.
The object is created at the origin.
For more creation options, select the box at the right of the menu.
The option box opens.
Adjust the attributes, and click "Create".
The Channel Box displays information for an object.
The transform attributes, such as scale and location, are at the top.
To view the shape attributes, such as radius click on the word under "Inputs".
To see shaded objects, press 5.
To return to wireframe, press 4.
You can control how smooth NURBS objects look in the view with the keys 1, 2, and 3.
This doesn't change the real shape of the object.
The next movie shows you how to select and work with parts of objects, called components.
You can work on entire NURBS and polygonal surfaces in object mode or parts of an object in component mode.
You start in object mode.
To select a component such as a polygonal face, press and hold over the polygon object with the right mouse button and select "Face".
Click on the dots or drag over the faces to select them.
When objects overlap, you select through all of them.
To deselect all, click on nothing.
To add to the selection, hold the Shift key, and click unselected faces.
To de-select faces, hold the Control key, and click the unwanted ones.
Now you can work on these faces.
To work on the entire polygon object again, use the right mouse button menu and choose "Select".
You can select other components for NURBS surfaces in a similar manner.
The next movie uncovers the secret menus in Maya.
Menus are grouped into menu sets.
The first menu set you see is "Animation".
To see more features, change the menu set to "Modeling", "Dynamics", or "Rendering" by selecting from the list.
There are menus with actions for each panel and window.
To see a marking menu, press and hold over top of the object with the right mouse button.
The marking menu items change depending on what you click on, to let you quickly access common commands for that object.
To display the Hotbox press and hold the spacebar.
The Hotbox is an advanced method to get to menus quickly.
It is a customizable collection of menu sets and marking menus.
The next movie shows you simple keyframe animation skills.
Use the Time Slider to control an animation.
To animate an object or attribute, first select the item and then press "S" to set a keyframe.
The keyframe appears in the Time Slider.
To change the current frame, click another frame number in the Time Slider using the left mouse button.
Then move, rotate, or scale the object, and press "S" to set another keyframe.
Repeat these steps to set as many keys as you need.
Use the Time Slider to change the frame, then change the object attributes, and then press "S".
Press "play" on the Time Slider playback controls to play back a looping animation.
Press "stop" to end it.
The next movie shows you how to change the look of an object and preview-render it.
To see shaded objects press 5.
To change the look of an object, press and hold over the object using the right mouse button to view the marking menu and then select "Materials" - "Assign New Material".
Select from this list of different materials.
The Attribute Editor displays.
These swatches let you adjust the material attributes such as color.
Click the swatch for the Color attribute.
Adjust the color, then click "Accept".
To see the list of textures, click the Map button.
Select one of the textures to aply it to the material.
To see the texture on the object, click on the view, and press 6.
To render the current frame, click this icon.
The default quality is for a quick preview.
Click this icon to view the Render Global Setting window.
Adjust the render quality settings, or change the rendering type and render again.
See the Help menu for more tutorials and information on all these topics.
Вот перевод:
1.
Чтобы все выделенные объекты поместились в рабочем окне, нажмите «F».
Чтобы вместе с камерой двигаться вокруг объекта нажмите «Alt» и левую кнопку мыши.
Чтобы перемещать «лист бумаги» за рабочим окном нажмите «Alt» и среднюю кнопку мыши.
Для наезда или отката камеры нажмите «Alt» и правую кнопку мыши.
2.
Иногда удобнее работать, если вы видите ваши объекты с разных точек зрения.
По умолчанию имеется одно окно с перспективным видом.
Чтобы увидеть 4 рабочих окна, нажмите Пробел.
Появятся ещё три окна: вид сверху, спереди и слева.
Инструменты перемещения, масштабирования и вращения объектов находятся здесь. Они так и называются: «перемещение», «вращение» и «масштабирование».
Три цвета манипуляторов соответствуют соответствуют трём осям: X, Y и Z.
Для ограничения преобразования по одной оси тяните только за один манипулятор.
Чтобы перемещать объект по двум осям или масштабировать с сохранением пропорций тяните за жёлтый квадратик или кубик.
Вы можете манипулировать одним объектом целиком, несколькими объектами вместе или компонентами объекта.
3.
Вы можете создавать объекты НУРБС или полигональные объекты.
Полигональные объекты состоят из граней.
Каждая грань плоская. ВНИМАНИЕ! Неверно. Грань не обязательно должна быть плоской.
Объекты НУРБС созданы по кривым и от рождения сглаженные.
Выберите или примитив НУРБС или полигональный примитив и затем выберите конкретную фигуру.
Объект будет создан в центре «мира».
Чтобы получить доступ к параметрам создаваемого объекта, нажмите на кубик рядом с создаваемым объектом.
Откроется окно параметров.
Отрегулируйте аттрибуты и нажмите кнопку «Create».
На панели «Каналы» показаны характеристики объекта.
Пространственные характеристики, такие как положение и трансформации расположены наверху.
Чтобы увидеть характеристики формы тела, например, радиус, нажмите на слово под «Вводными».
Чтобы увидеть поверхность объекта, нажмите цифру 5.
Чтобы вернуться к отображению каркаса, нажмите цифру 4.
Вы можете контролировать степень сглаженности объектов НУРБС в рабочем окне цифрами 1, 2 и 3.
При этом степень сглаженности физически не меняется.
4.
Вы можете работать с объектом НУРБС или полигональным объектом целиком или по отдельности с его компонентами.
В начале вы работаете с объектом целиком.
Чтобы «добраться» до компонента, скажем, до грани (а они могут быть только у полигональных объектов), задержите над объектом правую кнопку мыши и в появившемся меню выберите «Face».
Нажмите на среднюю точку грани или окружите грани, чтобы выделит их.
Вместе с гранями на видимой стороне объекта вы выделяете грани на обратной его стороне.
Чтобы снять выделение, нажмите в стороне.
Чтобы добавить грани к выделенному набору, продолжайте выделять их с нажатой кнопкой «Shift».
Чтобы снять выделение с ненужных граней, нажмите на них с кнопкой «Control».
Теперь вы можете работать с гранями.
Чтобы вернуться к манипуляциям с объектом целиком, в контекстном меню мыши выберите «Select».
Таким же образом вы можете выделить компоненты объекта НУРБС.
5.
Пункты меню сгруппированы в наборы.
Первый набор, который вы видите, — «Анимация».
Посмотрите на другие наборы — «Моделирование», «Динамика», «Рендеринг», последовательно выбрав их из списка.
Это меню для рабочего окна и панели.
Чтобы увидеть контекстное меню, задержите над объектом правую кнопку мыши.
Контекстное меню зависит от того, над каким объектом вы его вызвали на экран, и содержит команды для быстрого доступа.
Чтобы вызвать на экран «секретное меню» Майи, нажмите и задержите Пробел.
Работа через «секретное меню» — самый передовой способ работы с Майей.
Это меню по сути коллекция других подменю.
6.
Чтобы управлять анимацией, пользуйтесь временной линейкой.
Чтобы начать анимировать объект или его аттрибуты, выделите объект и нажмите кнопку «S».
На временной линейке появится первый ключевой кадр.
Выделите другой кадр на временной линейке, нажав левую кнопку мыши.
Теперь перемещайте, вращайте и масштабируйте объект. Не забудьте после всего этого, нажав кнопку «S», создать второй ключевой кадр.
Повторяйте эти действия, чтобы создать столько ключевых кадров, сколько вам нужно.
На временной шкале меняйте текущие кадры, потом меняйте аттрибуты объекта, потом нажимайте кнопку «S».
Нажмите кнопку зацикленного проигрывания анимации.
Нажмите стоп, чтобы прервать проигрывание.
7.
Чтобы увидеть поверхность объектов, нажмите цифру 5.
Чтобы назначить объекту новый материал, вызовите контекстное меню и выберите «Материал» - «Назначить новый материал».
Выберите нужный вам материал в списке материалов.
Появится редактор аттрибутов материала.
Эти образчики позволят выбрать вам, например, цвет материала.
Нажмите по образчику «Цвет».
В палитре выберите цвет и нажмите на кнопку «Принять».
Чтобы вызвать список текстур, нажмите на кнопку «Карта».
Выберите одну из текстур.
Чтобы увидеть текстуру в рабочем окне, нажмите на рабочее окно и затем на цифру 6.
Чтобы сфотографировать сцену, нажмите на эту кнопку.
Текущее качество предназначено для быстрой съёмки.
Нажмите на эту кнопку чтбы вызват окно установок рендеринга.
Выберите качество фотографирования или визуализатор и нажмите на кнопку «Рендеринг».
Посетите «Помощь», чтобы посмотреть другие учебные материалы и получить информацию о тех пунктах, которые были здесь затронуты.